Ремонт смартфонов и планшетов своими руками
Я не считаю себя специалистом по ремонту смартфонов и планшетов, но, несмотря на это, время от времени ко мне на стол попадают и такие аппараты. Вот о них и поговорим.
Надо сказать, что дорогие смартфоны и планшеты я вижу крайне редко. Возможно, всё дело в том, что живу в небольшом рабочем посёлке в сотне километров от мегаполиса.
В ремонт, как правило, несут недорогие модели смартфонов типа FLY, BQ, Micromax, ZTE, HTC, Lenovo, реже Samsung, Nokia, Sony и Apple iPhone.
Смартфоны от яблочного бренда обычно уже не раз ремонтированные, с заменёнными батареями, дисплеями и пр. Это видно сразу. Модели iPhone 5/5S на данный момент самые ходовые. Они есть и у школьников, и у взрослых дяденек. Многие меняют батарею, кнопку "Power" или дисплейный модуль самостоятельно, иногда просят купить запчасти и привезти.
Иногда вскроешь такой, а там уже половины болтов нету или отсутствуют экранирующие металлические крышки. Такие дела.
С планшетами ещё веселее. Они все дешёвые и со слабым железом, таких брендов, как BQ, DEXP, Explay, Oysters, Digma, Wexler, Crown, китайские подделки Samsung'а, а также планшеты от операторов мобильной связи (типа Megafon Login 2). Один раз менял модуль дисплея на планшете Asus ZenPad C 7.0 (Z170CG). До сей поры это мой самый любимый ремонт, так как по сравнению с остальными моделями, что побывали у меня в руках – это была самая шустрая и качественная.
Типовые поломки и неисправности смартфонов и планшетов.
Основные поломки смартфонов и планшетов – механические. На первом месте идёт сломанный или изрядно изношенный разъём microUSB.
В дешёвых смартфонах и планшетах разъёмы microUSB обычно однотипные, имеющие определённый форм-фактор (расположение выводов, их количество, форму выводов для крепежа). Количество выводов стандартное, равное 5. Как уже сказал, таких форм-факторов немного, около 4...5.
Чтобы разъёмы были всегда в наличии можно купить сразу набор. Если даже что-то из набора не пригодится, то всё равно останетесь в плюсе, так как цена за единицу получается минимальная.
В более брендовых смартфонах, например, таких как Samsung, Lenovo можно встретить разъёмы microUSB, которые сильно отличаются от типовых. У них могут быть дополнительные выводы или очень малый шаг между ними, иное крепление и форма разъёма. В таких случаях лучше купить разъём именно под эту модель (или серию) и не мучиться с подгонкой.
В придачу к неисправному microUSB-разъёму обычно идёт сильно разряженный аккумулятор, который приходится заряжать от внешней зарядки. Сильно разряженный – это значит в "0", когда схема защиты отключает Li-ion/pol ячейку от внешнего мира. Это "клиническая смерть" литиевого аккумулятора. На самой ячейке напряжение не более 2,5...2,7 вольт.
Практикующие ремонтники для "оживления" сильно разряженных аккумуляторов используют универсальную сетевую зарядку, которую из-за наличия специальной прищепки зовут "крабом" или "лягушкой". Вот так выглядит этот незатейливый приборчик.
Подпаиваться к контактам АКБ нежелательно, поэтому использовать такую зарядку очень удобно.
У меня же в мастерской такой нет, поэтому просто накручиваю провода на контакты АКБ и заряжаю от универсального зарядного устройства Turnigy Accucell 6. Выглядит это так.
После "клинической смерти" аккумулятор теряет часть своей ёмкости, но в большинстве случаев его замена не требуется. О том, как восстановить штатную работу сильно разряженного аккумулятора, который ушёл в защиту, я рассказывал тут.
На втором месте находятся битые дисплеи и тачи (сенсорное стекло или тачскрин, – "touchscreen").
Сейчас производители всё чаще устанавливают в аппараты модуль дисплей + тачскрин (так называемый, "сэндвич").
Если ЖК-матрица модуля цела, а разбито только сенсорное стекло, то тачскрин на модуле можно переклеить.
Качественная переклейка тачскрина на дисплейном модуле возможна только с применением специального оборудования, клеев, форм для дисплея, очистителя (Flux OFF Cramolin, DEBONDER AD.1), вакуумных сепараторов, ламинаторов и автоклавов.
Обзорное видео по твёрдым плёнкам OCA и жидким ультрафиолетовым клеям LOCA UV GLUE (FPS, Mechanik STYE1000, Mechanik STYE2500), которые применяются при переклейке тачскринов.
Естественно, такое оборудование могут позволить себе либо сервисные центры, либо те мастерские, у которых большой приток заказов. Даже при наличии оборудования операция переклейки является трудоёмкой, долгой и рискованной. Результат не всегда положительный, поэтому с клиента могут спросить согласие на такой ремонт.
Я бы даже отнёс "переклейку тачскринов" в отдельную нишу ремонта, так как для неё требуется отдельное, довольно узкопрофильное оборудование, материалы и расходники.
Чтобы оценить всю сложность переклейки тачскринов на битых модулях, советую посмотреть видео.
Понятно, что частные мастера и небольшие мастерские не могут позволить себе такой роскоши, поэтому меняется весь модуль.
Замена дисплейного модуля довольно дорогостоящая процедура, так как стоимость нового даже для дешёвых моделей смартфонов обычно начинается от 1000 руб. Иногда ремонт нецелесообразен.
С тачскринами дела обстоят веселее. Для дешёвых марок они стоят от 350 руб., а то и меньше. По деньгам замена тачскрина не особо дорого выходит. Но, стоит отметить, что среди того, что продают под видом запчастей очень много откровенного брака. Например, тачскрин может быть "тормозным" – плохо реагировать на касания или не работать совсем. Или плохо реагировать в определённых местах. Также имеет место очень тонкое и хрупкое стекло (словно оно перекалённое). Из-за этого тачскрин трескается даже от небольшого давления при установке.
Перед тем, как клеить новый тачскрин рекомендуется его "подкинуть", – подключить к аппарату и проверить исправность, не срывая защитные плёнки и гарантийные пломбы магазина. Если тачскрин бракованный, то с пломбами его можно вернуть по гарантии.
У дешёвых смартфонов тачскрин имеет воздушный зазор между ним и ЖК-дисплеем. При замене тачскрина может потребоваться двухсторонний скотч. Толщиной он около 1 мм., пористый чёрного цвета. Из него вырезаются тонкие полоски шириной 1...1,5 мм. и затем проклеиваются по краям тачскрина.
Некоторые самостоятельно пытаются установить тачскрин и забывают наклеить по его краям эти самые полоски. После такой установки в местах касания на дисплее появляются радужные пятна от давления.
Время от времени попадают аппараты, в которых необходимо заменить микрофон. Работа требует аккуратности и выдержки. Цифровые микрофоны, которые часто применяются в смартфонах очень боятся перегрева и попадания на мембрану жидкостей (например, флюса). Поэтому, для из запайки на плату многие мастера применяют сплав Розе.
Кроме этого имеет место быть брак среди запчастей, так что желательно брать 2-3 микрофона, чтобы в случае брака или порчи при установке можно было заменить его другим.
Довольно редко, но приходится менять аккумулятор на планшетах. В дешёвых китайских моделях аккумулятор, как правило, имеет ёмкость 2500...3000 мА/ч. Вся сложность в том, чтобы отклеить его от дисплея (обычно приклеен на двусторонний скотч) и заказать подходящий по размерам.
Замена разговорных динамиков и динамиков вызова сводится к рядовой разборке и замене. В современных смартфонах даже паять ничего не требуется, так как сборка модульная, на разъёмах и пружинящих контактах.
Исключением могут быть те случаи, когда необходимого динамика просто нет в продаже. Тогда берётся динамик с подходящими габаритами, сопротивлением и подпаивается тонкими проводниками к контактам на плате.
Кроме рядовой замены бывают и нестандартные ремонты. Например, в планшет Digma Plane 8" (TS804H 3G) пришлось встраивать плату контроллера заряда литиевой батареи, так как в родном контроллере питания вышел из строя ключ, который подаёт напряжение на АКБ.
Найти замену контроллеру не удалось, поэтому пришлось искать другие способы заряжать аккумулятор.
В качестве альтернативы встроенной схеме заряда аккумулятора был применён модуль на популярной микросхеме TP4056.
Заказчик был не против такого креатива, ремонт удался.
Где брать запчасти? Оригинал vs Копия. Качество запчастей.
Стоит отметить, что один из важнейших моментов при ремонте смартфонов и планшетов это наличие качественных, и доступных по цене запчастей. Запчасти для смартфонов – это головная боль любого, кто занимается аппаратным ремонтом, так как среди того, что продают очень много брака. В настоящее время положение дел на рынке запчастей для смартфонов и планшетов я бы назвал "Диким Западом".
Сначала развенчаем миф об оригинальных запчастях.
Оригинальными называются запчасти, которые произведены на фабрике, с которой у компании-разработчика смартфона или планшета заключен контракт. Всё остальное – это копии других фабрик.
Оригинальные запчасти поставляются лишь официальным или авторизованным сервисным центрам, в которых компонентного ремонта как такового не существует. Всё сводится к замене целых модулей. Даже если у вас в смартфоне вышла из строя, к примеру, микросхема контроллера питания, то вам заменят всю материнскую плату целиком. Они обязаны это делать по контракту. Естественно, при таком подходе ценник за ремонт возрастает в несколько раз, зато вам установят всё новенькое и оригинальное.
Именно поэтому я порой шучу, говоря, что оригинальные запчасти вы найдёте только в своём смартфоне.
Несмотря на это в продаже можно встретить запчасти категории Original, ORIG REF и OEM. естественно, стоимость их высока, как и качество.
-
Категория Original. Фабрика разработала и выпустила запчасть по заказу или имела/имеет контракт с производителем аппарата. Соответственно, качество таких запчастей высокое. Оригинальные запчасти можно заказать через официальные сервис-центры.
К запчастям качества Original (ORIG) можно отнести те, что сняты с б/у аппаратов (с разбора, или аппаратов, которые вернули по гарантии). К ORIG REF (refurbish) относят запчасти, восстановленные на оборудовании (например, битые дисплейные модули);
-
Категория OEM (Original Equipment Manufacturer). К ней относят хорошие запчасти, которые изготовлены на таком же оборудовании и по такому же техпроцессу, что и оригинальные. Отличие заключается в отсутствии сертификата производителя.
Для многих уже не секрет, что купить оригинальные запчасти для смартфонов в рознице проблематично. Всё, что продают вам с прилавка – это, как правило, копии разного качества. Порой такого, что удивляешься тому, как это вообще попало в продажу.
Например, в таких известных сетевых магазинах запчастей, как "Профи" и "GreenSpark" в названии товара даже указывается категория качества копии (AAA, AAA copy и пр.).
-
Категория "ААА" – хорошая копия (изготовлены из более дешёвых материалов, могут иметь худшие характеристики, например, цветопередачу, скорость отклика, надёжность, процесс изготовления не полностью автоматизирован, оборудование, техпроцесс и материалы могут не соответствуют требованиям фирмы-производителя).
Запчасти категории "AAA" дешевле Original в 2...3 раза. Например, дисплей с рамкой для iPhone 5S/SE ориг (Original) стоит 1200 руб., а копия ААА уже 580 руб. (март 2019, "GreenSpark");
-
Категория "АА". Качество хуже, чем у "ААА", на троечку или 3 с "-". До 10 раз дешевле, чем Original.
-
Категория "А". Откровенный брак. Грубое несоответствие в размерах и форме.
По сути, запчасти категории AA и A – это отбраковка, попавшая на рынок.
На практике мне попадались запчасти, которые можно отнести к категории "А". Например, дисплейный модуль Lenovo S580 имел другие размеры, форма бортиков под установку материнской платы не соответствовала оригиналу. Плату установить было просто нельзя.
После подключения дисплея "на весу" выяснилось, что он отображает цвета с сильной контрастностью и перенасыщенностью, изображение тёмно-зелёного оттенка, в стиле "хаки". Стоит отметить, что месяца за три до этого ставил точно такой же модуль, купленный в той же торговой сети, в этот же самый аппарат. Проблем не было.
Именно из-за наличия такого "рынка", запчасти и детали, особенно с ценником выше 500-1000 руб. желательно проверять прямо на кассе. В некоторых магазинах, торгующих запчастями это уже стало нормой. Если продавец грамотный, то даже подскажет, как правильно "подкинуть" дисплейный модуль, не говоря уже о том, что вам вручат отвёртку, если у вас с собой её нет.
На АлиЭкспресс дела обстоят также не лучшим образом. Также много брака и долгая доставка. Не раз попадал на брак и с дисплеями, и с тачскринами. Как пример, ЖК-дисплей с пятном (смартфон Micromax Canvas Juice 2 AQ5001).
Из небольших плюсов остаётся лишь выделить то, что всегда можно открыть спор и вернуть хотя бы часть потраченных денег. К сожалению, в некоторых случаях доказать бракованность товара не представляется возможным.
При таком раскладе с запчастями, если вы хотите быть в плюсе, то вам придётся включать "стоимость риска" – потерю денег из-за брака в итоговый ценник ремонта.
Бывают поломки, при которых покупать новую запчасть либо проблематично, либо нецелесообразно. Например, кнопки, коаксиальные соединители, коннекторы, отсутствующие шурупы или болты. Порой, таких запчастей и в продаже то нет.
Для таких случаев полезно иметь базу "убитых" смартфонов, чтобы можно было использовать их в качестве донора. Так что, если вам безвозмездно отдают неремонтопригодный аппарат, то берите, вполне может быть, что он вам пригодится.
О том, какое оборудование потребуется начинающему мастеру смартфонов и планшетов, я рассказывал тут.
Ну, а напоследок предлагаю глянуть видео от том, как открыть мастерскую по ремонту смартфонов. Что понадобится, выгодные места для точки приёма заказов, уровень рабочей нагрузки и другие тонкости столь нелёгкого дела.
Главная → Мастерская → Текущая страница
Также Вам будет интересно узнать: