Меню

Неисправности музыкальных центров. Нет звука, хриплый, искажённый звук. Что делать?

Методика простого ремонта музыкальных центров

Многие начинающие радиолюбители порой боятся ремонтировать сложные электронные устройства вроде музыкальных центров, CD/MP3–проигрывателей, компьютеров. Обусловлено это неуверенностью, ведь если мало опыта, то можно не только не починить устройство, а даже доломать…

Музыкальный центр Samsung MAX-KJ750W. Вид спереди.

На самом деле большинство неисправностей сложных аппаратов довольно просты в ремонте и для их устранения не надо иметь большого опыта. Многие неисправности вообще настолько часто встречаются в практике ремонта, что порой достаточно 5 минут, чтобы провести диагностику и в 95 % случаев сказать, что конкретно неисправно!

Поскольку поломки бывают разные, и охватить всё в одной статье невозможно, рассмотрим наиболее распространённые неисправности музыкальных центров. Для начала рассмотрим те, что связанны с усилением и качественным воспроизведением звука.

Рядовой музыкальный центр состоит из головного устройства (“головы”) и, как правило, пары отдельных акустических колонок, которые соединяются с ним гибким проводом. Первым делом необходимо определить, где кроется неисправность: в головном устройстве, акустических колонках или же соединительных проводах.

Сделать это можно следующим образом. Приведу характерные признаки неисправностей, а также возможные причины их возникновения.

  • Звук время от времени исчезает и вновь появляется. Во время воспроизведения сильных искажений звука не наблюдается.

    Как вы уже догадались, причиной может быть соединительные провода, которыми подключают стерео систему к акустическим колонкам. В таком случае причина может быть просто в перебитых соединительных проводах, плохом контакте, вызванном механическими повреждениями провода. Кроме этого, причиной может быть плохой контакт выходного разъёма, деградация пайки. Об этом мы ещё поговорим.

  • Хриплый, искажённый звук, который к тому же может пропадать и вновь появляться.

    Если неисправность проявляется у одной из акустических колонок, то, скорее всего, неисправны динамики, из которых она состоит. В состав акустической колонки обычно входит 2 - 3 динамика на разный частотный диапазон воспроизведения (НЧ – низкие частоты, СЧ – средние частоты, ВЧ – высокие частоты). Если колонка “пищит”, но нет басов, то вероятнее всего неисправен как раз таки низкочастотный динамик, как правило, обладающий самым большим диаметром излучателя и габаритами. В некоторых случаях НЧ-динамик удаётся починить. Причиной поломки является износ “канатиков”, которые соединяют выводы обмотки катушки и жёсткое основание, к которым подсоединяются провода от музыкального центра. Смотри материал про устройство электродинамического громкоговорителя.

  • Нет звука в одной или обеих колонках. Полное отсутствие звука во всех режимах работы устройства (тюнер, кассетная дека, CD/MP3-проигрыватель, внешний сигнал) свидетельствует о серьёзной поломке, причиной которой может быть выход из строя микросхемы УМЗЧ (усилителя мощности звуковой частоты).

    Нередки случаи, когда вслед за микросхемой сгорают и динамики в составе колонок. УМЗЧ выходит из строя при перегреве и сгорании обмоток динамика. В таком случае на выходе УМЗЧ создаётся короткое замыкание. Обычно, причиной тому служит чрезмерная, я бы сказал, варварская эксплуатация стерео системы на максимальной громкости и продолжительное время. Также причиной выхода из строя УМЗЧ может быть короткое замыкание выходов усилителя. Такое может случится при механическом повреждении соединительного провода и закорачивании его жил между собой, а также при неаккуратном подключении акустики к музыкальному центру.

  • Звук с искажениями, тихий звук, неполный частотный диапазон воспроизведения (только высокие или только басы, гул) также может свидетельствовать о том, что неисправен усилитель мощности или один из его каналов усиления. Чтобы точно определить, что неисправен усилитель или акустическая колонка, необходимо провести следующее простое действие.

Необходимо подключить к выходу стерео системы другую колонку либо динамик сопротивлением 4 – 8 Ом. Динамик желательно подобрать бывший в употреблении (б/у), ведь мы же не хотим по невезению спалить хороший, качественный динамик. Поэтому достаточно найти любой динамик, например, от старого телевизора. Они, как правило, рассчитаны на небольшую мощность в 2-5 Вт., и обладают сопротивлением обмотки 6, 8 или 16 Ом.

При желании можно собрать простенькую колонку из отдельных динамиков. Для этого лишь важно знать, как правильно соединять динамики, чтобы получить нужное сопротивление и избежать перегрузки отдельных динамиков в сборке.

Обычно все усилители музыкальных центров рассчитаны на сопротивление нагрузки (динамиков, колонок) в районе 4-8 Ом. Величина допустимого сопротивления обычно указывается на задней стенке корпуса аппарата, рядом с разъёмами подключения.

Указатель - желаемое сопротивление акустических колонок.

Ищите надпись вроде Speakers impedance или просто Speakers. Цифра рядом с символом “подкова” (Ω) – греческой буквой омега и будет искомым значением.

Ничего страшного не произойдёт, если мы подключим динамик с сопротивлением 16 Ом, когда требуется 4 или 8. Главное, чтобы оно не было меньше указанного.

Не стоит игнорировать проверку, если у вас нет динамика на нужное сопротивление. Например, на корпусе музыкального центра написано, что нагрузка должна быть на 6 Ом, а у вас есть динамик только на 8 или 4 Ом. Ничего страшного! Можно для проверки подключить и такой, важно лишь не включать воспроизведение надолго или использовать динамики с очень низким внутренним сопротивлением, например, на 2 Ома.

Итак, необходимо подключить заведомо исправный динамик либо колонку и послушать, как работает музыкальный центр с исправным динамиком.

Если после подключении заведомо исправного динамика неисправность исчезла, то испорчены колонки, и ремонтировать придётся их. Если же неисправность сохранилась, то необходимо производить ремонт самого аппарата, а не выносных колонок.

Отсутствие звука или его внезапное пропадание/появление может быть связано с тем, что нарушено соединение выходного разъёма и контактных медных дорожек на основной плате музыкального центра. Эта неисправность связана с интенсивной эксплуатацией прибора или деградацией пайки.

Необходимо разобрать центр и внимательно осмотреть контактные соединения, пайку выходного разъёма к которому подключаются колонки.

Плохой контакт и деградация пайки часто видна невооружённым глазом. Обнаружить её удаётся при беглом осмотре. Но, так бывает не всегда. На всякий случай контакты разъёма лучше пропаять. Микротрещины в пайке не всегда удаётся обнаружить без применения специальных средств и приборов.

При деградации пайки вокруг провода или вывода элемента, запаянного в плату, образуется чуть видимый зазор, непропай, мешающий надёжному контакту. Появление микротрещин в паяном контакте связано с механическими нагрузками, температурными перепадами, перегревом, который вызван увеличением контактного сопротивления, и, как следствие, повышенным нагревом в месте плохого электрического контакта.

Деградация пайки встречается в основном у довольно старых аппаратов, поработавших не один год.

Деградация пайки в месте паяного соединения вывода микросхемы и дорожки печатной платы.

Чтобы исключить ситуацию: «Искал совсем не там, где надо…» убедимся в том, что неисправность связана именно с оконечным звуковым трактом музыкального центра.

Во-первых, проверяем работу прибора во всех режимах: тюнер (радиоприёмник), кассетная дека, CD/MP3-проигрыватель, внешний вход AUX IN.

Если неисправность проявляется во всех режимах, то неисправен выходной тракт усиления, скорее всего микросхема УМЗЧ.

Найти микросхему УМЗЧ на плате музыкального центра легко. Как правило, она смонтирована на охлаждающий алюминиевый радиатор внушительных размеров. Сама микросхема имеет множество выводов и куда большие размеры, чем остальные электронные компоненты устройства.

Микросхема усилителя мощности звуковой частоты в корпусе музыкального центра.

Не стоит забывать, что, возможно, неисправен другой узел аппарата, например микросхема звукового процессора, предусилителя или коммутации сигналов.

Так можно запутаться и искать неисправность не там. В таких случаях берём обычные наушники и подключаем к разъёму Phone (наушники), который есть у всех музыкальных центров. Не забываем убавить громкость перед этим!

По очереди включаем все режимы работы музыкального центра и проверяем на слух исправность звукового тракта до УМЗЧ. Этой простой операцией мы сужаем область поиска неисправности. Если в наушниках слышен чистый, неискажённый помехами звук, то все узлы звукового тракта включая звуковой процессор, коммутатор сигналов, предусилители, исправны, и причина поломки связана с той частью электронной схемы, которая отвечает за усиление сигнала по мощности.

Итак, если после произведённых действий неисправность сохранилась, то, скорее всего вышла из строя микросхема УМЗЧ. На практике бывают случаи, что микросхема частично исправна. Что это значит? Это значит, что, к примеру, из двух выходных звуковых каналов работает лишь один. Или же один из каналов усиления работает с искажениями, заметными на слух. В таких случаях микросхема усилителя может работать довольно долго.

Вот лишь несколько примеров из реальной практики:

  • Микросхема TDA8588J. 4-ёх канальный УМЗЧ со встроенными стабилизаторами напряжения.

    После неправильно поданного напряжения питания на автомагнитолу, 2 канала усиления работают безупречно, 1 канал заметно “басит”. Он выдаёт монотонный низкочастотный гул вместо звука. Налицо частичный выход из строя микросхемы. Несмотря на явную неисправность, два звуковых канала микросхемы УМЗЧ работают без искажений и помех.

  • Микросхема STK403-070. Это 2-ух канальный УМЗЧ.

    Один из каналов усиления воспроизводит звук с заметными искажениями. Второй канал работает в нормальном режиме.

При поиске неисправности главной задачей является сужение области поиска этой самой неисправности. Торопиться с выводами не стоит. Последовательность действий при ремонте приблизительно такая:

  • Внешний осмотр аппарата, проверка функционала, работы прибора в разных режимах (CD/MP3-проигрыватель, тюнер, кассетная дека, внешний источник сигнала AUX).

  • Приблизительная оценка локализации неисправности в конкретном узле аппарата: блоке тюнера, панели управления, кассетной или CD/MP3-деке, усилителе, блоке питания.

  • Осмотр печатных плат аппарата с целью выявления перегоревших дорожек, “вспученных” электролитических конденсаторов, потемневших и перегоревших радиоэлементов, трещин на плате, непропаев, деформации корпусов микросхем. Порой, некоторые из них настолько незаметны с первого взгляда, что следует проявить настойчивое внимание.

В эпоху интернета не стоит игнорировать возможность “пробить” аппарат на предмет типовых неисправностей. Определяем модель аппарата (как правило, указана на корпусе прибора) и ищем информацию через поиск, добавляя краткое описание поломки (не включается, не читает диски, искажённый звук).

Указание модели музыкального центра на шильдике.

В некоторых случаях поиск разумнее проводить с упоминанием маркировки печатной платы, а не модели аппарата. В современной электронике практически все печатные платы имеют свою маркировку. Она обычно указана шелкографией где-нибудь по периметру платы или в центре, в свободном от электронных компонентов месте.

Такое знакомство с аппаратом порой экономит кучу времени, помогает узнать о его особенностях, характеристиках и типовых неисправностях с которыми уже сталкивались другие люди.

Не спешите делать вывод о неисправности микросхемы УМЗЧ, если вам кажется, что она сильно греется. Во многих современных аппаратах микросхемы УМЗЧ монтируются к алюминиевому радиатору охлаждения даже без использования теплопроводящей пасты.

Например, такое мне встречалось в некоторых автомобильных CD/MP3-проигрывателях марки Pioneer. Оказалось, что работа микросхем при повышенной температуре, это их штатный режим.

Так как в рядовом музыкальном центре довольно много механических узлов, то неполадки возникают именно из-за них. Порой, даже такие простые вещи, как сломавшиеся фальш-кнопки из пластика блокируют возможность использования аппарата по своему прямому назначению. В таких случаях выручают различные виды клеев и прямые руки.

Восстановленные фальш-кнопки из пластика.

Нередки случаи, что и сами механические электронные компоненты вроде энкодеров, тактовых кнопок, контактных датчиков выходят из строя. Причём, проявление неисправности может быть весьма необычно. Так в музыкальном центре LG FFH-M315X из-за долгого простоя окислились внутренние контакты тактовых кнопок на передней панели управления.

Из-за этого, при их нажатии включались совершенно другие функции устройства, так как управляющий процессор просто не мог корректно распознать команду, поскольку сигнал от кнопок передаётся по одной шине. После тотальной замены всех кнопок новыми неисправность была устранена.

Печатная плата панели управления музыкального центра LG FFH-M315X.

Рядовой музыкальный центр напичкан механизмами. Естественно, такие элементы, как моторы и управляющие их работой драйвера выходят из строя или изнашиваются. Несмотря на всю сложность узлов, ремонт такого аппарата даже приятен, особенно, если стерео система обладает CD-чейнджером (CD changer) на десятки дисков.

Огромные индикаторы с разноцветными числами и значками придают таким системам незабываемый шарм. Мне в ремонт попал лишь один музыкальный центр с CD-чейнджером на 61 диск (Panasonic SC-CH64M). Даже в те далёкие времена эта была большая редкость.

Музыкальный центр Panasonic SC-CH64M и его элементы: индикатор, бокс CD-чейнджера, механические узлы и механизмы.

Не старайтесь сразу же перепаивать всю печатную плату ремонтируемого аппарата. Это отнимет ваше время и будет способствовать появлению новых неисправностей, вызванных уже вами. Помните, радиомеханик–профессионал паяет два раза: первый раз – выпаивает неисправную деталь, второй – впаивает исправную. Это тот идеал ремонта, к которому надо стремиться каждому мастеру.

Чтобы подтвердить сказанное, рассмотрим ремонт музыкального центра Samsung MAX-VS720.

ГлавнаяМастерская → Текущая страница

Также Вам будет интересно узнать:

 

Copyright © Go-Radio.ru